На главную
Сделать стартовой | Добавить в избранное
Мыслители:

Авенариус Рихард - швейцарск. философ - субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма, проф. Цюрихского ун-та. В центре его философии понятие опыта, в к-ром якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. А. выступил с критикой материалистической теории познания, определяя её как интроекцию, т.е. вкладывание внешнего мира в человеческое сознание. Он также отстаивал теорию "принципиальной координации" субъекта и объекта, т.е их абсолютную взаимозависимость.

Бергсон Анри - фр. философ-идеалист, представитель интуитивизма. С 1900 - проф. Коллеж де Франс, с 1914 - член Фр. академии. Центральное понятие идеализма Б. - "чистая", т.е. нематериальная, "длительность" (отличаемая от "времени") - первооснова всего сущего. Материя, время, движение - различные формы проявления "длительности" в нашем представлении. Познание "длительности" доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное "узрение", "постижение", где "акт познания совпадает с катом, порождающим действительность". Диалектике Б. противопоставляет свое учение о "творческой эволюции", основанное на универсализации понятий, заимствованных из биологического идеализма (витализма).

Беркли Джордж - англ. философ, субъективный идеалист. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои "идеи" (ощущения), Б. пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi). Идеи, по Б., пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, к-рая активна и обладает способностями воспринимать идеи (разум) и вызывать их или воздействовать на них (воля). Стремясь избежать солипсизма, Б. признает множественность духовных субстанций, а также существование "бесконечного духа", бога. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Позже Б. переходит на близкие неоплатонизму объективно-идеалистические позиции, признав вечное существование идей в уме бога. Сочинения: "Опыт новой теории зрения", "Трактат о началах человеческого знания", "Три разговора между Гиласом и Филонусом".

Бэкон Роджер - средневековый англ. мыслитель-новатор, провозвестник опытной науки нового времени, идеолог городских ремесленных слоев. Мировоззрение Б. непоследовательно материалистично. Осуждая схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетами, он призывал к опытному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. Целью наук б. считал увеличение власти человека над природой.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ - фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Большую часть жизни провел вне Франции. Сотрудничал в Энкиклопедии Дидро. В. - деист; его мировоззрение противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, "первого двигателя". Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога и природы. Сознание, по В., свойство материи, присуще только живым телам, хотя для доказательства этого положения приводится теологический аргумент - способностью мыслить наделил материю бог. Соч.: "Философские письма", "Трактат о метафизике", "Основы философии Ньютона", "Опыт о нравах и духе народов...".

Камю Альбер - фр. писатель и философ, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии. Воззрения К. формаровались под влиянием Кьеркегора, Ницше, Достоевского, а также немецких философов-экзистенциалистов. Центральная тема философии К. - вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, "стоит ли жизнь того, чтобы жить". Рссматривая индивида, включенного в бюрократизированную структуру об-ва, анализируя противоречия духовной жизни интеллигента, лишенного всяких иллюзий относительно смысла собственного существования, К. приходит к выводу, что существование человека абсурдно, и делает категорию "абсурда" исходным принципом своей философии. Бессмысленность человеческой жизни у К. олицетворяет мифологический образ Сизифа: наказанный за свое коварство, Сизиф обречен вечно вкатывать на вершину горы камень, к-рый, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая подобной действительности, человек "бунтует"; отсюда время от времени вспыхивающие революции, бунты, в к-рых человек стремится стихийно найти выход их своего "сизифова положения". Умонастроение К. - это настроение безысходного одиночества человека в абсурдном мире. Осн. произв.: "Миф о Сизифе", "Посторонний", "Мятежник".

Кьеркегор Серен - датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Будучи учеником немецких романтиков, К. выступает впоследствии как против романтического умонастроения, к-рое он называет "эстетическим", так и против философии нем. идеалистов, гл. обр. Гегеля. Подлинная философия, согласно К., может быть только "экзистенциальной", т.е. носящей глубоко личный характер. Отсюда стремление К. отвергнуть "научный способ философствования", как безличный. Рассматривая человека как "экзистенцию", К. анализирует ее "бытийную, онтологическую структуру", вводя такие понятия, как "страх", "отчание", "решимость" и т.д., впоследствии развитые экзистенциалистами. При этом К. устанавливает 3 способа существования личности: эстетический, этический, религиозный, из к-рых последний он считает наивысшим. Идеи К. не только послужили источником экзистенциализма; его религиозное учение оказало влияние на т.наз. диалектическую теологию К.Барта, а также на многих других протестантских и католических философов. Осн. произв.: "Или - или", "Страх и трепет", "Понятие страха", "Болезнь смерти".

Оккам Уильям - англ. схоласт, один из виднейших представителей номинализма; благодаря владению исккуством диалектики получил прозвище "Doctor invincibilis" (непобедимый учитель). Олицетворяет собой совершенство и в то же время преодоление схоластического мышления в англ. философии; создал онтологию трансцендентального бытия, которая была близка идеям Фомы Аквинского и Дунса Скота, разделялась Суаресом, Лейбницем и Гариэлем Билем, и просуществовала вплоть до Канта. Весь мир, по его мнению, состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Ввиду того, что при помощи мышления невозможно ни познать Бога, ни дать неопровержимые доказательства его бытия, то в него нужно просто верить; философская истинность и теологическая истинность суть разные вещи. Философия, так же как и все науки, должна освободиться от теологии. Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии. Согласно исследованиям П.Дюгема, она послужила исходным пунктом для развития современной динамики, небесной механики идей Коперника и применения в геометрии метода координат.

Хайдеггер Мартин - один из основоположников и гл. представитель нем. экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта, был асситентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Фрейбурге. Осн. произведения Х.: "Бытие и время", "Кант и проблема метафизики", "Введение в метафизику". Основной категорией идеалистической философии Х. является "временность", понимаемая им как внутреннее переживание человека. Первичным Х. считает "настроение", т.е. формы стихийного, неразвитого сознания. Априорными формами человеческой личности, по Х., являются забота, тревога, страх и т.д. Эти формы составляют субъективное бытие человека, к-рое Х. называет "бытием - в мире". Учение об априорных формах развивалось Х. как учение о бытие ("фундаментальная онтология"). Чтобы постичь смысл бытия, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою смертность, бренность. Философия Х. сводит воедино иррационалистические тенденции, имевшиеся у Кьеркегора, в философии жизни, феноменологии Гуссерля.

Шиллер Иоганн Фридрих - нем .поэт и эстетик. Взгляды Ш. складывалсиь под влиянием идей Руссо, Лессинга, движения "Бури и натиска". В 1781 он опубликовал драму "Разбойники", полную протеста против деспотизма и соц. несправедливости. Ш. приветствовал французскую революцию, но вскоре рзочаровался в ней. Драматургия и философская лирика Ш. проникнуты гуманизмом, ненавистью к произволу и отличаются глубиной изображения чувств и характеров. Рассматривая искусство как средство формирования гармоничной личности, Ш. считал, что только искуство помогает человеку обрести подлинную свободу. Осн. философские сочинения: "Философские письма", "О грации и достоинстве", "Письма об эстетическом воспитании".

Эвклид, или Евклид - древнегреч. математик, автор знаменитых "Начал", в к-рых систематически, согласно аксиоматическому методу изложена геометрия древних и их теория чисел. Э. принадлежит знаменитый постулат (пятый) о параллельных, к-рый логически равносилен утверждению: на плоскости через точку, лежащую вне прямой, можно провести только одну прямую, не пересекающую данную геометрия, основанная на этом постулате, получила название эвклидовой. попытки доказательства пятого постулата привели в 19 веке к открытию неэвклидовых геометрий. Геометрия Э. была основой некоторых философских выводов о природе пространства и представлений о реальном пространстве.

Найти:

в

Счетчики:
Рейтинг@Mail.ru