На главную
Сделать стартовой | Добавить в избранное
Словарь:

Априори - термин идеалистической философии, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию, в отличие от апостериори - знания, полученного от опыта и в результате опыта. Такое противоречие особенно характерно для философии Канта, к-рый, считая знание, полученное при помощи чувственных восприятий, неистинным, противопоставлял ему в качестве условий достоверного знания априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (причина, необходимость и т.д.).

Биосфера - земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физикохимической организованностью. понятие введено в науку Э.Зюсом и развито Вернадским, к-рый рассматривал возникновение жизни на Земле и связанное с ним образование Б. не как появление отдельных зародышей в отдельных изолированных точках, а как мощный единый процесс образования "монолита" жизни, охватывающий всю область планеты, где имелись соответствующие условия. С появлением человеческого общества и развитием науки и техники Б. закономерно переходит в ноосферу.

Вечность - бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи. В. присуща лишь всей природе в целом, каждая конкретная форма материи является преходящей во времени. В. не сводится к неограниченному монотонному существованию материи в одних и тех же состояниях, а предполагает её бесконечные качественные превращения.

Вечный двигатель - воображаемая машина, способная неограниченное время производить работу, не получая энергии извне (В.д. первого рода) или же получая энергию за счет перепада температур машины и боле нагретой окружающей среды, напр. воды или воздуха (В.д. второго рода). Возможность создания В.д. исключается законом сохранения энергии и вторым законом термодинамики.

Гений - высшая степень творческой одаренности; человек, которому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различения между Г. и талантом, можно отметить, что творения Г. характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого об-ва, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Г. не мистическое существо, не сверхчеловек, а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда выразить и удовлетворить важнейшие общественные потребности.

Действительность - то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Д. является объективная реальность во всей её конкретности. В этом смысле Д. не только отличается от всего кажущегося, вымышленного, фантастического, но и от всего только логического (мысленного), хотя бы это последнее и было совершенно правильно, а также от всего только возможного, вероятного, но пока еще не существующего.

Демиург - (греч. demiurgos, дословно - мастер, ремесленник, в переносном смысле - создатель, творец) - в идеалистической философии Платона и в мистике неоплатоников - творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.

Зороастризм - дуалистическая древнеиранская религия, создание к-рой приписывается мифическому пророку Заратустре (Зороастру). З. окончательно сформировался к 7 в. до н.э. Гл. в З. - учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой (Ормузд) и зла, олицетворяемого темным божеством Анхра - Майнью (Ариман). В настоящее время З. существует в форме парсизма, в к-ром при сохранении прежних идей развились представления о едином и всемогущем Боге.

Ислам (или мусульманство) - одна из трех мировых религий. В исламе находят элементы зороастризма, индуизма, христианства. И. возник в Зап. Аравии в 7 веке, в период объединения арабских племен в феодально-теократическое государство Арабский халифат благодаря Мухаммаду (Мухаммеду, Магомету). И. явился идеологическим отражением этих процессов. Стержнем вероучения является догмат о всемогущем Боге (Аллахе). Согласно Корану (священной книге всех мусульман), Аллах предопределил участь всех мусульман. Выделяют 2 ветви ислама - суннизм и шиизм, а также множество сект, зачастую радикального толка.

Иудаизм - религия евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, И. с 7 в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности И.: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все области быта верующих. Источники вероучения И. - Ветхий завет признаваемый и христианством) и Талмуд (сложная схоластическая система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь - синагога. И. - государственная религия Израиля. Религиозная философия совр. И. проникнута мессианистической мистикой.

Кибернетика - наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Первые принципы К. изложены в работах Винера. Возникновение К. было подготовлено рядом технических и естественно-научных достижений в области теории автоматического регулирования; радиоэлектроники, позволившей сконструироваться быстродействующие следящие и программно-управляемые вычислительные устройства; вероятностей теории в связи с применением её к исследованию проблем передачи и преобразования информации; математической логики и теории алгоритмов; физиологии нервной деятельности и работ по гомеостазису. Значение К. в настоящее время обнаруживается прежде всего в свете тех возмлжностей, которые она открывает для автоматизации производства и всех видов формализуемого умственного труда человека, для исследования методом моделирования биологических систем управления и регуляции, для создания нового типа медицинской и др. аппаратуры.

Материя - вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие "мертвого вещества", которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки - в современном естествознании. В новейшей физике "материя" - обозначение некоторой особой точки поля.

Ноосфера - область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, понятие, веденное в науку Ле-Руа, и развитое Вернадским. С появлением и развитием человеческого общества биосфера закономерно переходит в Н., поскольку, овладевая законами природы и развивая технику, человечество все более преобразует природу к своим потребностям. Н. имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в Космос и проникновения в недра Земли.

Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Сущность нравственности является предметом этики.

Откровение - обнаружение, открытие истины, самовыявление Бога, божественного, духа. Откровение воспринимается не рассудком, но сердцем. Сущность откровения в том, что его восприятие свободно от заблуждения. Согласно заявлениям религии, в особенности христианства, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения. Иногда откровение трактуется гораздо шире: под ним понимают всеобщее обнаружение, раскрытие природы, которое должно быть доступно любому религиозному постижению.

Политеизм и монотеизм - многобожие и единобожие; поклонение нескольким или одному богу. П. возникает из тотемизма, фетишизма, анимизма на стадии разложения первобытной общины. Веру в множество равноправных фетишей, духов, сменяет вера в богов, получивших конкретный облик, имя, культ. В иерархии богов нашли отражение земные отношения господств и подчинения. В конце концов из пантеона богов выделяется единый, всемогущий Бог - и утверждается М. Но чистого М. не существует. Даже в исламе и иудаизме заметны следы П., не говоря уже про христианство с его Троицей, Богородицей и массой святых.

Природа - окружающий нас мир во всем бесконечном разнообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. В своем развитии неорганическая П. закономерно порождает органическую, а последняя подготавливает все необходимые условия для возникновения человека. Однако решаюшим фактором в процессе возникновения человека явялется труд. Возникновение общества существенным образом менет саму П. (Ноосфера). Познавая объективные закономерности природы, воздействуя на нее с помощью специальных орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию П. для получения необходимых человечесткому обществу материальных благ. Тем самым естественная среда обитания дополняется искусственной, к-рая представляет собой т. наз. "вторую природу", т.е. совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде.

Протестантизм - третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них монопольное положение. Гл. отличие П. от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи человека и бога. По представлению протестантов, благодать нисходит на человека от бога, минуя церковь, "спасение" достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. В П. отсутствует поклонение иконам, мощам, число таинств сведено до двух (крещение и причащение), богослужение, как правило, состоит в проповедях, совместных молитвах, пении псалмов.

Развитие - процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), гл. чертой которого является исчезновение старого и появление нового. Р. неорганических систем, живого мира, человеческого общества, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р. характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и конец. Р. - имманентный процесс: переход от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем.

Реальность - бытие вещей в его сопоставление с небытием, а также с другими формами бытия. В истории философии Р. особенно четко отличалась о действительности, т.е. Р. большей частью трактовалась как бытие ч.-л. существенного в данной вещи, как бытие её самой, а действительность понималась как наличие всего существенного и несущественного в данной вещи.

Солипсизм - субъективно-идеалистическая теория, согласно к-рой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т.ч. и люди, существуют лишь в сознании индивида. В наибольшей степени к этому мировоззрению приближались Беркли, Фихте, сторонники имманентной школы. Философы - субъективние идеалисты пытаются уйти от крайнего С., для чего постулируют существование родового, сверхиндивидуального, божественного сознания. Гносеологическим основанием С. служит абсолютизация ощущения как источника познания.

Технологическая сингулярность - это гипотетический момент в будущем, когда технологическое развитие станет настолько стремительным, что график технического прогресса станет практически вертикальным.

Трансгуманизм - радикально новый подход к размышлениям о будущем, основанный на предположении, что человеческий вид не является концом нашей эволюции, но скорее, ее началом. Определим это понятие так:

1) Изучение результатов, перспектив и потенциальных опасностей использования науки, технологий, творчества и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей.

2) Рациональное и культурное движение, утверждающее возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью достижений разума, особенно с использованием технологий, чтобы ликвидировать старение и значительно усилить умственные, физические и психологические возможности человека.

Утопия - "страна, которой нет". Течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является "Государство" Платона. Слово и понятие "утопия" введены Томасом Мором.

Футурология - в широком значении общая концепция будущего Земли и человечества; в узком - наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса, а также разработкой математических методов обработки статической и иной информации для составления верифицируемых прогнозов, которые могли бы послужить основой для планирования не только в области экономики, науки и техники, но и в социальной и политической сфере.

Христианство - одна из мировых религий, наряду с исламом и буддизмом. Х. возникло в 1 веке в восточных провинциях Римской империи как религия рабов и угнетенных. Со временем (при имп. Константине) х. стало государственной религией. Оно победило потому, что: давало надежду обездоленным на счастье в загробной жизни; Римская империя нуждалась в единой "уравнивающей" религии. В х. выделяются три направления: католицизм, протестантизм и православие и масса различных сект (баптисты, адвентисты). В основу х. легли все представления восточных религий об искупительной жертве, о божественных спасителях; на него оказали влияние учения стоиков и Филона. Земная жизнь по х. - временное пристанище для человека, подготовка к вечной жизни за гробом.

Найти:

в

Счетчики:
Рейтинг@Mail.ru